добавить статью
Вовлечение в домашний труд ребёнка. А оно надо?
Ребенок

Вовлечение в домашний труд ребёнка. А оно надо?

Домашний труд ребенка

Ребенок у меня ещё маленький, поэтому личным опытом в данном вопросе поделиться не представляется возможным. Но размышления и планы же есть, а значит — есть и что сказать. Как говорится, не могу молчать:)

Интерес к теме возник явно заранее — сыну «один и десять» и единственное, что его связывает с домашним трудом, это создание для этого самого труда причин. Если добраться до открытой пшеничной муки высшего сорта, то предпосылок для работы будет не мало. Так почему сейчас? Думаю, что причин две. Во-первых, к важным вопросам хочется выработать взвешенное мнение заранее, развитие ребёнка — однозначно важный вопрос. А во-вторых, может именно с этого возраста и следует приобщать?

Наблюдая за карапузом, согласен с версией, что желание повторять за родителями (повозюкать тряпкой по полу или схватить пылесос) ни коим образом не привяжешь к категории «работа по дому», рановато. Но пресекать эти действия, думаю, не стоит, чтобы не возникло в будущем негативных связей с процессами. Короче, главное — не вспугнуть. Таким образом, по второму пункту собираюсь следить и подпихивать разные мелкие задачки. Посмотрим, что получится.

Относительно первого пункта: а, собственно, зачем это надо ребенку? С девочкой вроде как более или менее понятно...было до недавнего времени. Веками на женщинах лежало бремя домашних забот. Чем более умелой хозяйкой она была, тем более ценна для рода и востребована в плане «поджениться». Современная жизнь вроде как выводит за рамки обязательность навыков в домашних вопросах. Прямо-таки истинное гендерное равноправие во всей красе: мальчики и девочки не умеют (и не намерены) готовить, убирать, стирать и всё такое. Интересно, кто этим вопросом будет заниматься, если эти мальчик и девочка будут жить вместе?

А раз равноправие, то размышлять буду о сыне, а выводы можно будет приложить к детям вообще. Перефразирую вопрос: зачем моему сыну уметь готовить, стирать, поддерживать чистоту и дальше по списку? С ходу вношу ясность: я против концепции «труда ради труда», то, что ты делаешь, должно быть необходимо и обосновано. И, кстати, лень, как однозначно негативный фактор, тоже не воспринимаю.

  • Первая причина. Рано или поздно ребенок столкнется с необходимостью выполнять те или иные бытовые работы. С опытом ему будет банально проще и не потребуется тратить лишнее время и силы на обучение, часто авральное и не особо приятное.
  • Вторая причина. Очень бы не хотелось, чтобы в поисках спутницы, мой сын руководствовался тем, что девочка умеет, например, готовить. Если он может сам кого угодно накормить — умение готовить перестаёт быть ценностью (каковой, кстати, ни разу и не является). Выбор станет более кристальным.

Мой вывод такой: следует максимально вовлекать ребенка в домашние хлопоты, чтобы он знал и умел выполнять хозяйственные задачи. Вовлекать, используя в том числе методы давления, так как задачу привить любовь в детстве к мытью посуды считаю несколько утопической.

Часто домашние повинности вменяются за провинности, в качестве наказания. Как относится к эдаким «нарядам вне очереди» в вопросе воспитания — пока не знаю. Видимо, этот нюанс придется познавать на опыте.

В тему