добавить статью
Лепка для детей, как инструмент развития
Ребенок

Лепка для детей, как инструмент развития

Лепка для детей

Нет времени читать? Посмотрите тезисы и выводы!
Прививать обязательно: развитие мелкой моторики, абстрактного мышления, мышц кистей рук. Ну и ещё там пачка бонусов.

Лепка — придание формы пластичному материалу с помощью рук и подручных материалов. Это самый простой и доступный способ созидания. На сегодня изобрели столько различных материалов всяческих свойств и цветов, что не заниматься скульптурой практически невозможно.

Ребенок в первые годы жизни изучает мир. Учиться с ним взаимодействовать, жить в нём. Лепка для детей чаще всего становится первым инструментом для понимания того, что мир вокруг можно менять, создавая новое. Вообще созидание — не очень-то свойственный процесс для планеты, на которой мы живем. Кроме человека этим другие существа особо не балуются. Здесь можно спорить, напомнив, например, про бобра, который усердно строит хатку. И я вынужден был бы согласиться, если бы в один прекрасный момент в ней бы обнаружили, например, диван, а то не удобно спать на земле, да еще вповалку всей семьёй.

В процессе лепки ребёнок должен пройти несколько важных с точки зрения развития этапов, каждый из которых вносит вклад в развитие личности. Предлагаю мой взгляд на процесс:
  • Этап 1. Планирование. Сначала ребёнку необходимо решить, что он собирается делать и представить конечный результат. Без развитого абстрактного мышления тут не обойтись. Фантазию и мышление несомненно развивает ещё один важный нюанс: кусок пластилина (или любого другого материала) может стать бесконечно возможными результатами.
  • Этап 2. Подготовка материала. Придумав, что должно получиться, перед ребёнком встаёт следующая задача: сколько потребуется материала, какой должен быть материал (тверже-мягче) и каких цветов. Определение необходимого объёма — серьёзная задача для мозга. Вообще-то во взрослом возрасте мы далеко не всегда выполняем её идеально точно, скорее справедливо обратное суждение: мы довольно редко попадаем в точку. Что тут говорить о малыше?

    Разминая тот же пластилин до нужной консистенции, идет бурное развитие сенсорной чувствительности ладоней, мелкой моторики рук. В ладонях огромное количество нервных окончаний, которые развиваются от нагрузки их работой. Смешивая материалы различных цветов, можно приготовить тот, который надо, подключив логику и творческий подход.

  • Этап 3. Лепка. Важнейший эффект самого процесса лепки — синхронизация работы рук. Катая шарики и колбаски, соединяя части в единое целое малыш развивает оба полушария мозга. Следует заметить, что в процессе тренируются такие черты характера, как упертость, усидчивость, воля к победе. Для достижения результата требуется собраться и сосредоточиться. Согласитесь, такие навыки необходимы во взрослой жизни.
  • Этап 4. Оценка результата. Здесь развивается память и логическое мышление. Формируются аналитические связи: надо же как-то определить, получилось то, что задумывалось? И если нет — что надо исправить.

Детские психологи рекомендуют внимательно смотреть за работами ребёнка, ведь в них он может отобразить скрытые страхи и иные сильные эмоции, знать о которых родителям было бы очень не плохо.

Занятия лепкой - творческий потенциал и эстетический взгляд на мир. Выступая в роли «спокойного» занятия, может снять проблемы возбудимости и раздражительности и через это способствовать нормализации сна.

Можно и дальше перечислять преимущества, но если вы уже не бежите в ближайший магазин за скульптурным материалом для начала занятий с ребенком, то может не стоит распыляться понапрасну: вас уже не убедить.

Одно из немногих увлечений, которым можно заниматься с раннего возраста (от года) до старости, на каждом этапе совершенствования находя всё новые и новые вершины, которые хотелось бы покорить.

В тему