добавить статью
Главная » Дети » Ребенок » Способности ребёнка

Способности ребёнка

Думаю, что для каждого нормального родителя именно его ребёнок самый лучший, самый красивый и самый способный. Тех, для кого это не очевидно, к нормальным родителям отнести сложно, ведь процесс любования собственным чадом — неотъемлемая часть программы эволюционного развития человека на современном этапе развития. Уверен, что вы — родители правильные, иначе с чего бы вас интересовала тема способности ребёнка? Тех, кто своего ребёнка считает «неудачным проектом» меньше всего в жизни интересуют его способности, изначально известно, что их нет ни на грошик. Немного погрустили о несчастных крошках и двигаем дальше.

Что вообще такое: способности ребёнка?

Интуитивно, как водится, итак всё понятно, но давайте попробуем определить, для точности.

Способности ребёнка — заложенные природой возможности наиболее эффективно реализовать себя в определённом направлении человеческой деятельности.

Если согласны с определением, то остаётся понять каким образом они заложены и где именно лежат. Думаю, что основная масса здравомыслящих людей со мной согласиться, что если и искать способности, то в мозге. Тем, кто собирается поискать в сердце, пятке или за пределом человеческого тела — желаю удачи.

Маловероятно, что способности слишком детализированы. Например, ребёнок на флейте предрасположен играть, а вот на кларнете или гобое уже нет. Или рисовать акварелью может, а гуашью никак, хоть тресни. Звучит странновато. Поэтому скорее картина такая: ребёнок способен или не способен к игре на музыкальных инструментах, рисованию, скульптуре и иным творческим, а так же, обратите внимание, спортивным свершениям. Занятие спортом это всё же не только тело, но и координация, реакция, вестибулярный аппарат и куча иных свойств, которые обитают именно в мозге человека.

Но как быть, если мозг человека, в обывательском представлении, черный ящик, неизведанный орган и что там вообще происходит — тайна за семью печатями? Ответ прост: перейти с обывательского представления и поинтересоваться вопросом по-глубже, информация вполне себе есть и открыта широкому кругу интересантов.

Вот, например, наш современник, профессор медицины, физиолог мозга Сергей Савельев, кстати вполне медийная персона, учёный от мозга (извините за каламбур) до костей, согласный верить только тому, что можно измерить, взвесить и посчитать. Продолжая дело советских ученых — изучает особенности строения и функционирования мозга. Савельев утверждает, что наш мозг разделён на поля и подполя, которые отвечают за свою часть жизнедеятельности человека, в том числе и за творческую. Эти поля и подполя не только могут отличаться у двух людей по размеру вплоть до 40 раз, но, в случае с подполями, могут вообще отсутствовать у одного и присутствовать у другого. Вот что профессор пишет в труде «Нищета мозга», 2014.

«В височной области мозга сосредоточены центры восприятия звуковых сигналов (центр Вернике), распознавания слов, зоны анализа работы вестибулярного аппарата, вкуса и памяти. Многократные количественные различия в строении полей и подполей коры височной доли мозга человека являются важной основой для индивидуализации поведения и форм музыкальной или речевой одарённости.» … «Вполне понятны музыкальные различия в восприятии и анализе звуков. Слуховая одарённость потому и редка, что вероятность появления полного комплекса развитых корковых и подкорковых центров мала. Именно по этой причине массовые музыкальные пристрастия обладателей скромных полей височной области удовлетворяются модными ритмами в диапазоне лягушачьего кваканья.»

Получается, что на простом физическом уровне ребёнок не может результативно заниматься и, главное, получать удовольствие от процесса, творчеством либо спортом. Что же происходит, если по каким-то причинам приходится-таки заниматься чем-то, для чего мозг конкретного ребёнка просто не приспособлен? Моё мнение — происходит сплошное мучение и бездарная потеря бесценного ресурса, детских времени и сил.

Часто родители, пользуясь всем спектром влияния на чадо, продавливают своё мнение по вопросу и заставляя-таки детей заниматься чем-либо им абсолютно не интересным. Причин такого поведения взрослых несколько и все ведут «в никуда».

Самые «занятные» родители — это те, которые растят себе чемпионов. Мне повезло плотно обсудить с несколькими «растителями» теннисистов и узнать отношения, мотивацию и планы. Общий подход к вопросу понятный: бизнес-проект. Когда ребёнку было лет 5-6, родители поняли, что надо отдавать его в теннисную школу. Этот спорт был на волне популярности (в 90-е Ельцин очень радел за направление, оно было чрезвычайно модным), приносит победителям турниров баснословные деньги и вообще — вот достойное дело для человека и залог благополучия для семьи в целом. Сколько проектов закончилось успехом не знаю, но знакомых фамилий на верхушках теннисных пьедесталов не припомню. А вот такую картину в среде видели постоянно: в 13-14 лет дети выходили из-под родительского пресса и бросали ненавистное занятие. Для родителей это была катастрофа, так как 10 лет тренировок выжали огромные эмоциональные и финансовые ресурсы. Для детей же катастрофа ещё более значимая: пока они занимались теннисом, они не занимались чем-то другим, к чему была склонность и стремления. Можно сюда подставить любой вид спорта или любое иное занятие.

Вторая мотивация родителей — собственные не реализованные стремления. Лет в 30, обычно мамочка, понимает, что её жизнь сложилась бы совершенно иначе, если бы она умела рисовать. Сейчас уже время ушло, так надо хотя бы «помочь» любимому чаду и мало того, что отдать на обучение в школу рисования, но и всячески стимулировать прилежность. Такими бедолагами богаты музыкальные школы: дети ослушаться бояться, вот и бредут на сольфеджио, доводя педагогов до полного разочарования в несправедливости мира.

Есть ещё один замечательный подход к вопросу: рядом школа фигурного катания, так что нечего без дела болтаться.

Общим местом, цементирующим проблему, выступает непоколебимая уверенность взрослых, что дети не желают заниматься тем, чем считают нужным родители, исключительно из врождённой лени и вредности. Методы воздействия при этом применяются самые разнообразные: от подкупа до применения силы. Просматривается фундаментальная ошибка: если ребёнок занят «своим» делом, то для него наказанием будет ЗАПРЕТ на занятия, загонять будет не надо.

И тут возникает законный вопрос: а как узнать, какое дело будет своим?

Церебральный сортинг

Возвращусь к профессору Савельеву. Его основополагающая идея, идея «фикс», заключена в том, что мы, люди, вообще в подавляющем большинстве занимаемся чем попало, а не тем, что у нас лучше всего получалось бы. Он видит неминуемое будущее в церебральном сортинге, и я с ним полностью согласен, если человечество, конечно, поставит перед собой цель развития, а не какую-нибудь иную. Моё определение церебрального сортинга.

Церебральный сортинг — метод выявления направлений деятельности человека, в котором он может достичь максимальных высот, путем определения физических характеристик полей и подполей головного мозга.

В этом месте у некоторых людей всплывают мысли про евгенику, высшие расы и вообще про фашизм, но лично мне кажется, что эти мысли не правомочны. Всё-таки есть разница, сообщить человеку о том, что с такой структурой мозга он лучше всего будет себя чувствовать в бухгалтерии, а не на театральных подмостках, или бить всех не правильных киянкой по темечку.

К сожалению, на сегодняшний день развитие процесса маловероятно даже не по техническим причинам, хотя необходимое по точности оборудование пока не разработано, а по социальным. Подглядывая за жизнью сильных мира сего, не нужно никакого специального оборудования, чтобы заметить частую никчемность отпрысков. Тем не менее мир устроен так, что дорога к успеху чаще проложена не для талантливых, а для родных. А это значит, что развитие церебрального сортинга будет нещадно тормозиться, как опасный инструмент для правящего класса.

Доступный метод определения способности ребёнка

Так что нам, родителям, остаётся только один доступный метод нащупать способности ребёнка и способствовать развитию в нужном направлении: дать попробовать как можно больше. Здесь есть важный нюанс: для того, чтобы ребёнок понял, нравится ли ему что-то или нет, он должен получить первичные, базовые навыки и знания. Так не возможно оценить способности в рисовании, пока ребёнок не научится работать кистью или карандашом.

Зачастую многие так и занимаются с детьми на интуитивном уровне. Увлекают хотя бы не на долго, показывают и рассказывают что знают сами и смотрят, зацепит занятие или нет. Мне кажется, что это самый продуктивный путь. Не умеете сами играть на музыкальных инструментах — запишите в музыкальную школу. Не пошло — ищите дальше, но ни в коем случае не принуждайте. Принуждение без способности ребёнка не сделает из него великого пианиста, футболиста, скульптора или оратора, а вот душевную травму нанесёт обязательно.

В тему





Подпишитесь на рассылку

Ваш email:
email рассылки