добавить статью
Главная » Тело » Дух » Ошибка выжившего
Серьёзный враг критического мышления: ошибка выжившего
Дух

Серьёзный враг критического мышления: ошибка выжившего

Ошибка выжившего

Нет времени читать? Посмотрите тезисы и выводы!
Ошибка выжившего - это когда мы оцениваем общую ситуацию исключительно рассматривая победителей, а не всех участников. Усеченные данные дают значимую вероятность сделать неправильные выводы.
Мораль: при принятии решения обязательно учитывайте не только положительный, но и отрицательный опыт.

Систематическая ошибка выжившего (англ. survivorship bias) — разновидность систематической ошибки отбора, когда по одной группе («выжившим») есть много данных, а по другой («погибшим») — практически нет. Так что исследователи пытаются искать общие черты среди «выживших», забывая о том, что не менее важная информация скрывается среди «погибших».
Источник.

Выглядит довольно «научно». И тем не менее мы в повседневной жизни без всякой специальной подготовки пользуемся ошибкой выжившего, затуманивая тем самым критичный подход к вопросам и насущным проблемам. Не верите?

Если курите, то в вашей голове всегда, как аргумент, сидит какой-нибудь древний дед, который жил сто лет не выпуская самокрутку из пожелтевших пальцев. «Вот, посмотрите на дядю Колю! Так что утверждение, что курение убивает ещё не факт, не факт». В то же время голая статистика миллионов смертей сравнительно молодых людей как-бы обесценивается: да, мрут, но вот же дядя Коля.

Все знают, что дельфины выталкивают утопающих к берегу. Это потому, что о тех, кого они толкают от берега мы больше никогда не увидим.

Очень показательны рассуждения неофитов в отношении предпринимательства. Мы видим только тех предпринимателей, которые либо выиграли, либо играют. Тех, кто разорился нам наблюдать особо негде: магазины и офисы есть, а нищих у метро с табличкой «Помогите, я провалил своё дело» в массовом порядке не наблюдается. Этим создаётся стойкое ощущение, что надо обязательно ломиться в бизнесмены, там золотой дождь. По проигравшим даже статистики более-менее внятной вести не получается, но есть мнение специалистов, что 9 из 10 предпринимателей сходят с дистанции.

И таких историй про ошибку выжившего можно вспомнить массу и из своей жизни, если, конечно, подойти к вопросу критично. Но именно с критичностью и возникают основные сложности. Часто мы с охотой принимаем удобную и приятную информацию, суждения, вне зависимости от того, насколько они верны. И всё бы ничего, если бы на базе ошибочных предпосылок мы бы не принимали жизненно важных решений. Вывод прост: перед принятием важный, поворотных решений, непременно следует проверить все аргументы ЗА на отсутствие такой ошибки. Так, перед началом бизнеса можно выписать на лист бумаги перечень побудительных мотивов и тщательно поверить статистику по конкретному вопросу. Например, перед открытием суши-бара попробуйте узнать, сколько их на этом самом месте уже прогорело до вас.

Ошибка выжившего

В тему





Подпишитесь на рассылку

Ваш email:
email рассылки