добавить статью
Главная » Тело » Дух » Реакция на критику

Реакция на критику

Нет времени читать? Посмотрите тезисы и выводы!
Работайте над собой: научитесь конструктивно реагировать на критику. Вежливо выслушайте, вникните в слова критикана, а уже потом реагируйте наиболее подходящим образом. Не стоит с ходу орать "сам дурак".

Думаю, что немного найдётся людей, которым нравится, когда их критикуют. Может, есть какие-нибудь специальные «критические мазахисты», но уверенности нет. Думаю, можно сказать, что все относятся к ней стойко негативно, а вот реакция на критику сильно различается. Мотивы для желания сообщить вам своё неимоверно важное негативное мнение у людей могут быть кардинально противоположные: от искреннего желания помочь до попытки унизить, утвердиться за ваш счёт. Так и реакция должна быть адекватной мотивам, но чаще наша ответная реакция на критику моментальна и обычно типична для нас.

Попробуйте оценить, как вы обычно реагируете. Предлагаю рассмотреть типичные варианты:

  • Оборонительная позиция. С детства знакомая тактика «сам дурак». В целом рабочий вариант в ситуациях бытового хамства. Правда, есть обязательное условие: вас не должно волновать, что там вякнули. А то бывает буркнет что-нибудь неприятное гражданин в метро, ты ему — сам дурак, а потом полдня гложит: зачем он так сказал, почему обидел, может пенделя надо было ему с разбега дать...
  • Агрессия. Вы воспринимаете критику, как атаку и контратакуете. «Нет, а ты сам кто такой!» Как базарные бабки лаются видели?
  • Отмолчаться либо оправдываться. Позиция пораженческая: ни уважения окружающих не сыскать, ни душевного равновесия. Сюда же можно отнести и уход от разговора, перевод на другую тему, либо обидеться и хлопнуть дверью.

Если обнаружили свой типичный ответ на раздражитель, то вам есть над чем поработать:) Шаг первый — научиться не реагировать автоматически, сдержать эмоции и общаться с позиции разума.

Есть вполне конструктивная реакция на критику, которая гармонично подходит под любого критикана, хоть хорошего, хоть плохого. Тактика такая. Сначала внимательно и доброжелательно выслушать, задать уточняющие вопросы, перевести в диалог. У человека может быть к вам «накипело», так что обязательно узнайте, есть ли ещё подобные претензии к вашей персоне. Будьте доброжелательны и серьёзны. Собрав необходимую информацию, выберите подходящее действие:

  • Если вы поняли, что критика конструктивна и вполне адекватна — поблагодарите и сообщите, что впредь будете следовать совету. Либо извинитесь, если действительно обидели.
  • Если вы не согласны, то поблагодарите собеседника и представьте контраргументы.
  • Если вы поняли бессмысленность происходящего, то заканчивайте разговор подходящим способом. Лично я за холодную вежливость.

Такая реакция на критику универсальна. Если вам решили похамить или унизить, то вряд ли эти товарищи рассчитывают на рациональный подход и, скорее всего, просто сами попробуют ускользнуть. Начальник или коллеги поймут, что вы человек разумный и адекватный. А заодно и то, что на шею с разбегу к вам не запрыгнуть.

В тему





Подпишитесь на рассылку

Ваш email:
email рассылки