Кавычки: «Государство для народа, а не народ для государства»
Слыхали такое? Я тоже. И даже искренне соглашался с таким правильным и справедливым... мнением. Откуда возник такой миф не знаю, да это и не важно. Однозначно можно утверждать, что он есть и миф крайне популярен в обществе. Одна беда: не имеет никакого отношения к реальности. Государство и народ связаны точно также, как пасека и пчёлы. А как прекрасно звучит: «Пасека для пчёл, а не пчёлы для пасеки!» Гордо, справедливо и также бессмысленно.
Мне кажется, что дело обстоит иначе. Государство — это некая конструкция взаимоотношений на куске пространства, которой владеет текущая властная (элитная) структура. На этом куске пространства есть ресурсы разной степени обильности и ценности: тут и ископаемые ресурсы, и биоресурсы, и стратегические и, в обязательном порядке, ресурс «народ». Государство и народ состоят в очень тесной связи: одно часть другого. Продолжая тему с пасекой можно выстроить такую схему взаимоотношений: пчёлы живут и работают в улье, но владеет всем этим добром — пасечник.
Удивительное дело, но по историческим меркам совсем недавно вообще не особо и скрывалось, что человек — вещь. Только в части Европы рабовладение официально признали не законным в средние века, а вот в США и России, например, только в середине 19 века, а в Китае вообще в начале 20-го. Согласен, что с некоторых пор власть имущим приходится тратить время и усилия на то, чтобы ресурс не бунтовал, чтобы работал продуктивно, приносим максимум пользы. Но откуда вдруг стало вытекать, что конечный бенефициар всего происходящего — человек, единица народа?
Внимательный читатель в праве отметить: что делают столь философские размышления в разделе экономического кризиса. Объяснюсь. Когда экономическая ситуация стабильна и вам не надо думать о возможных финансовых катаклизмах в семье, можете верить во что хотите. А вот когда тяжко, вера в то, что государство для народа, может дать ложную надежду на помощь. А помощи не будет.
Государство и народ безусловно связаны, но правильное отношение представляется таким: государство — это элемент окружающей среды, часто враждебный. И в этой окружающей среде надо крутиться и выживать, скорее вопреки, рассчитывая исключительно на себя и близких.