В нашем обществе живёт устойчивый миф, что надо срочно заняться бизнесом и разбогатеть, а не горбатиться на дядю. Мне кажется, что этот миф произрастает из безграмотности, но тем не менее, кто-то действительно переходит в разряд предпринимателей и значимо улучшает качество жизни. Не всегда это чисто финансовое улучшение: тут и моральное удовлетворение, и самостоятельное управление временем, и отсутствие начальства. Если есть непреодолимое желание попробовать себя в деле и начальный капитал, то в первую голову стоит внимательно присмотреться к франшизе для малого бизнеса.
Франшиза — объект договора франчайзинга, комплекс благ, состоящий из прав пользования брендом и бизнес-моделью франчайзера, а также иных благ, необходимых для создания и ведения бизнеса. В качестве франшизы могут выступать методы ведения бизнеса, товарный знак, технология со взаимными обязательствами и льготами между передающей (франчайзер) и получающей (франчайзи) сторонами, предоставляемые за плату и оформленные в соответствии с законом об охране интеллектуальной собственности.
Источник
Обратите внимание, определение довольно общее и не объясняет деталей. То есть если кто-то предполагает, что сказав вам «это франшиза» всё объяснил — напрягитесь. Постараюсь дать собственное определение в рассматриваемой области:
«Франшиза для малого бизнеса — это система благ и обязательств, которые возникнут, если вы решите сотрудничать с крупной брендовой компанией.»
Теоретически, система должна быть сбалансирована таким образом, чтобы обе стороны получили максимальный выигрыш. Основная проблема, это найти такой «крупняк». Обычно компании-франчайзеры (которые торговые группы) рассматривают разработку своего предложения по франшизе как товар со всеми вытекающими отсюда негативными последствиями. Объяснюсь. Главная задача при продаже товара, это получить за него деньги, передать покупателю и... окучивать следующего. Тут вам и рекламные ходы применяются, и золотые горы обещаются, ну и сказки всякие разной степени достоверности можно послушать с большим интересом. На самом же деле вы (который франчайзи) ни разу не потребитель услуги, а партнер, в надежде подзаработать, идущий на заметные риски. Предлагаю посмотреть, что получают и теряют стороны при сотрудничестве.
Плюсы и минусы франшизы для малого бизнеса с точки зрения предпринимателя
Плюсы:
- Проверенная эффективность бизнеса. Начиная новое дело, бизнесмен проводит по сути «разведку боем», то есть понять выстрелит ли дело или нет будет возможно через некоторое количество времени и затраченных средств, как финансовых, так и личностных. С франшизой же дело обстоит иначе: уже понятно, что проект рабочий, а в уточнении деталей (например в выборе правильного места реализации проекта) должен помочь «старший брат». То есть если вы вдруг решите открыть бутик дорогой одежды в глухой деревне на 20 семей, вас переубедят.
- Нет необходимости искать и закупать оборудование и сырьё— всё уже подобрано.
- Не надо вкладываться в рекламу. Франчайзер мало того, что не покладая рук продвигает свой бренд, так ещё и всячески участвует в рекламе новой точки, максимально информируя клиентов о вашем появлении.
- Кстати о клиентах: вы имеете доступ к клиентской базе. То есть вам не надо завоёвывать рынок самостоятельно.
- Всесторонняя информационная поддержка. Вам не надо затевать исследования рынка и искать необходимую статистику в открытых источниках. Чем надо помогут, где сложно — подскажут. Короче говоря: добро пожаловать в нашу дружную семью.
Минусы:
- Нужен первоначальный капитал. Франшиза стоит денег. Таким образом у вас возникают примерно такие таты: франшиза, аренда помещения, оборудование, затраты на персонал и «разное».
- Если вы в бизнесе искали свободу, то здесь, в рассматриваемом сегменте, её нет. Зато есть очень жёсткий регламент сотрудничества и строгий контроль качества. Ваше маленькое предприятие просто обязано соответствовать.
- Навязанные поставщики. Часто вас жёстко обязывают работать с определёнными поставщиками, а это значит, что вы не можете выбрать более дешёвую и качественную альтернативу. В конце концов даже надавить на навязанного поставщика не можете и он вполне может вести себя, скажем общо, безответственно.
- Часть выручки уходит «наверх». Из вашего финансового потока в обязательном порядке отгрызут процент.
Плюсы и минусы франшизы для малого бизнеса с точки зрения торговой группы
Плюсы:
- Расширение сети сбыта. Цель любой компании — экспансия, организация точек сбыта. То есть надо искать место, набирать персонал, подбирать управляющего, который будет этот самый персонал гонять, нести убытки, брать на себя риски. И тут вы: берёте на себя подавляющее число проблем, да ещё и за лицензию платите.
Минусы:
- Гипотетическая возможность понести репутационные издержки от ваших косяков.
- Издержки связанные с организацией процессов работы с франчайзи.
Не знаю как вам, а по мне так компания от процесса в большем выигрыше, чем предприниматель. А это значит плодотворную почву для торговли со стороны предпринимателя. Понятное дело, что попытка выкрутить себе эксклюзивные условия сотрудничества будет воспринята в штыки, но тут уже либо договоритесь, либо другого франчайзера найдете, краше этого.
Как найти франшизу для малого бизнеса
Сегодня направление обрело заметную популярность, а значит первое, что вы увидите, набрав в поисковике запрос «франшиза» - это кучу сайтов с каталогами предложений, так что не промахнётесь. Предлагаю рассмотреть типичную карточку предложения, чтобы понять, что на первичном этапе можно для себя почерпнуть.
«Пока искал пример столкнулся с интересной особенностью рынка: я, как потребитель, в первый раз вижу компании, предлагающие свою франшизу. Мне кажется, что это не очень правильно. Первый знакомый бренд попался далеко не сразу. Его и предлагаю рассмотреть, естественно, не называя.»
Начальная информация:
- Тип бизнеса: фаст-фуд.
- Первоначальный взнос (лицензия): 450 000 рублей.
- Инвестиции от: 1 500 000 рублей.
- Роялти (сколько будет уходить франчайзеру): 3% с валовой выручки.
- Требование к помещению: не меньше 40 квадратов.
- Длинный список того, почему будет вам счастье, если ввяжетесь.
Примерно так выглядит предложение в интернете. Должен вас огорчить: основываясь на эти данные просчитать что-либо невозможно, а это значит, что надо отбирать более-менее понравившиеся предложения и связываться с представителями компании и слушать, что они расскажут.
А вот, кстати, предложение от мирового бренда фаст-фуда, для кругозора. Здесь даже бренд прятать не буду.
На мой взгляд ситуация такова: если вы ищете себя в предпринимательстве, то рассмотреть возможности франшизы для малого бизнеса надо обязательно, но ни в коем случае не считайте это направление каким-то более простым или менее рискованным. Это та же «опасная зона», только со своими правилам. Конкретно в вашем случае такой выбор может быть более перспективным или менее затратным, но для оценки необходимо рассмотреть весь спектр возможных решений. Чтобы сделать правильный выбор.